пятница, 14 сентября 2012 г.

Джины, их происхождение, места обитания и пища

Джинны, сверхъестественные существа
Наверное все помнят Джинна из сказки Лампа Алладина. Но вряд ли многие из нас имеют определенное представление о том, кто или что такое джины? Сегодня я хочу внести немного ясности на тему кто такие Джины с точки зрения Ислама. Джинны — это отдельный мир, отличающийся от мира людей или ангелов. Однако они обладают некоторыми характеристиками, общими с людьми, например способностью думать и размышлять, а также способностью выбирать между путем добра и путем зла. Однако они отличаются от людей другими характеристиками, в первую очередь — своим происхождением. Их называют джиннами, потому что люди почти никогда, за исключением некоторых моментов, не могут их увидеть.
Джины были созданы до человечества, и если Ангелы были созданы из Света, то джины были созданы из Нечистого Пламени.
Существует несколько категорий джинов: те, что живут среди людей – аамир, или умар (во множественном числе), те, которые противодействуют молодым людям, их называют аруах; когда упоминаются злые джинны, которые противодействуют людям, их называют шайтан в единственном числе (и шайатин во множественном числе), если же они вредят еще больше и становятся сильными, их называют ифрит.

-->
Некоторые люди полностью отрицают существование существ, известных как джинны. Другие утверждают, что джинны — это души планет. Некоторые философы утверждают, что джинны — это злые наклонности душ человеческих, точно так же как ангелы — склонности к добру человеческих душ. Некоторые наши современники утверждают, что джинны — это бактерии и микробы, недавно открытые наукой.

Мухаммад аль-Бахи в своем комментарии к сутре «Джинны» говорит, что джинны — это ангелы; по его мнению, джинны и ангелы — это одни и те же создания, и между ними не существует никакой разницы. Его доводом является то, что ангелы также невидимы для людей.
Кроме того, к джиннам он причисляет тех, кто прячется от мира людей по причине их веры или неверия, добра или зла. Наиболее логичная позиция заключается в признании того, что джинны — третий вид существ наряду с ангелами и людьми. Они — создания разумные и понимающие; они не философские несчастные случаи или микробы и не похожи на микроорганизмы. Они ответственны за свои действия, и Аллах повелел им совершать одни дела и воздерживаться от других. В Коране и хадисах находят многочисленные отрывки, которые подтверждают существование джиннов. Например, Аллах говорит в Коране: Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана…» (Сура 72)

В прошлом и в настоящем было достаточно свидетелей проявлений джиннов, хотя многие из видевших либо слышавших их не знали, что это были именно джинны — они думали, что это были привидения, духи, «невидимки», создания из открытого космоса и так далее. Много достойных доверия свидетелей рассказывали о событиях, связанных с джиннами. Известный хадисовед аль-Амаш говорил: «Джинн явился к нам. Я спросил у него: “Какая твоя любимая еда?” Он сказал: “Рис”. Мы принесли ему немного риса, и я видел, как ложка подымалась и опускалась, но не видел никого. Я спросил: “Среди вас также есть следующие собственным страстям и нововведениям, как и среди нас?” Он сказал: “Да”. Я спросил: “Каково положение рафидитов (одна из крайних шиитских групп) среди вас?” Он ответил: “Они — наихудшие из нас”». Записав это сообщение, Ибн Касир отметил: «Я представил его иснад нашему учителю Абу аль-Хаджаджу аль-Мизи. Тот сказал: “Иснад достоверен начиная с аль-Амаша”, и добавил: “Ибн Асакир записал в биографии аль-Аббаса ибн Ахмада аль-Димашки, что тот сказал: ‘Я слышал, как некоторые джинны произносили: ‘Сердца страдают, пока не возвращаются к своему Возлюбленному и не будут с Ним везде, на западе или востоке. Они наполнены любовью Аллаха, и Аллах их Господин, они связаны с Аллахом, а не с чем-либо, созданным Им».

Даже если мы, люди, не видим джиннов, некоторые животные, например собаки и ослы, способны видеть их. В «Муснад» Ахмада и «Сунан» Абу Дауда приводится достоверный хадис, в котором со слов Джабира сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах) сказал: «Если услышите ночью собачий лай или ослиный рев, обращайтесь к Аллаху за помощью (от шайтана), ибо они видят то, чего не видите вы». Это неудивительно, так как многие ученые подтвердили, что животным доступно многое из того, что недоступно человеку: пчелы видят ультрафиолетовое излучение и могут видеть Солнце в пасмурный день, сова может темной ночью видеть мышь, бегущую по густо засаженному клочку земли, и т.д. Мы не располагаем ни одним ясным текстом, которым утверждал бы, что Сатана был началом всех джиннов либо же что он был всего лишь одним из них. Последнее более вероятно из утверждения Корана: «Он был одним из джиннов…» (сура 18 аят 50). Ибн Таймийа придерживается мнения, что Сатана был родоначальником всех джиннов, так же как Адам был родоначальником всего человечества”. Джинны, и Сатана среди них, едят и пьют. В «Сахих» аль-Бухари сообщается, что Абу Хурайра сказал: «[Однажды,] когда Пророк (да благословит его Аллах) обычно не смотревший по сторонам, вышел по нужде, я последовал за ним. Когда я приблизился к нему, он сказал: “Найди мне [несколько] камней для очищения (или же он сказал нечто подобное), но не приноси ни костей, ни сухого навоза”». Абу Хурайра спросил Пророка, почему тот велел не приносить именно эти две вещи. Пророк (да благословит его Аллах) сказал ему: «Они являются пищей для джиннов. Посланцы из Насибина, прекрасные джинны, пришли ко мне и спросили меня о том, чем они могут питаться, я же обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы они неизменно находили мясо, когда будут проходить мимо навоза или костей». В «Сунан» ат-Тирмизи приводится хадис с достоверным иснадом, в котором сообщается, что Пророк сказал: «Не очищайтесь ни навозом, ни костями, так как они являются пищей для ваших братьев из числа джиннов»21. В «Сахих» Муслима приводится хадис Ибн Масуда, в котором сообщается, что к Пророку (да благословит его Аллах) явились посланцы от джиннов. Пророк пошел с ними и прочитал им некоторые аяты Корана, а потом показал людям остатки тлеющих угольков. Они спросили Пророка (да благословит его Аллах) о том, чем они могут питаться, и он сказал им: «Мясо для вас будет на каждой кости, над которой упоминалось имя Аллаха, а навоз будет служить кормом для ваших животных». Потом он сказал: «Не очищайтесь ни костями, ни навозом, так как это — пища для ваших братьев». Пророк (да благословит его Аллах) также сообщил нам, что дьяволы едят левой рукой, и приказал нам поступать по-иному.

В «Сахих» Муслима приводится хадис Ибн Умара, в котором сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах) сказал: «Когда кто-либо из вас будет есть, пусть ест правой рукой, и когда он будет пить, пусть пьет правой рукой, шайтан ест и пьет левой рукой». В «Муснад» Ахмада приводится следующий хадис: «С тем, кто ест левой рукой, ест шайтан, и с тем, кто пьет левой рукой, пьет шайтан». В «Муснад» Ахмада приводится и другой хадис, в котором сообщается, что Пророк сказал: — Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же [человек] вошел [в дом], не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, (шайтан) говорит: «Вы получили и приют, и ужин». Этот хадис, приводимый также Муслимом, однозначно подтверждает, что дьяволы едят и пьют. Подобно тому как человеку запрещено есть любое мясо, над которым не было произнесено имя Аллаха, Посланник Аллаха разрешил верующим джиннам есть любую кость, над которой было про¬изнесено имя Аллаха. Им не разрешено есть мясо, над которым не упоминалось имя Аллаха. Все, что съедено без упоминания имени Аллаха, служит пищей для неверующих джиннов, которые являются дьяволами.
Другими словами, дьяволы считают разрешенной для себя всю пищу, над которой не было произнесено имя Аллаха. Вот почему многие ученые придерживаются мнения, что падаль, т.е. животные, умершие своей смертью или погибшие, — это пища для дьяволов, потому что имя Аллаха не упоминалось над ней. Очевидно, что джинны имеют сексуальные сношения. Чтобы доказать это, некоторые ученые обращаются к описанию супругов в Раю. О них Аллах говорит: Там будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн. (Сура 55, аят 56) Мы все еще слышим о мужчинах, женившихся на джинне, либо женщинах, вышедших замуж за джинна или получавших такое предложение от одного из джиннов. Ас-Суйути упоминал много таких рассказов от предшествующих поколений и ученых, указывавших на существование браков между людьми и джиннами. Ибн Таймийа сказал: «Люди и джинны женились и имели детей, это случалось часто, и это общеизвестно» Предполагая, что это возможно, многие богословы все же высказывали неодобрение таких браков. Известно, что такие ученые, как аль-Хасан, Катада, аль-Хукум и Исхак, их не одобряли. Имам Малик не смог найти ни одного текста (Корана или Сунны), который бы запрещал их, но сам он не одобрял это и сформулировал это так: «Мне ненавистен был бы случай, если бы мы нашли беременную женщину и спросили ее: “Кто твой муж?”, и она ответила бы: “Один из джиннов”. Результатом этого было бы большое зло». Многие считают, что не разрешено брать супруга от джиннов. Из благословений Аллаха следует, что Он создал для человечества супругов их вида. Аллах говорит в Коране: Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих. (Сура 30 аят 21) Если бы даже подобное могло произойти, было бы невозможно иметь дружеские отношения и любовь между супругами, поскольку они из разных видов. Цель и мудрость брака будут недостижимы, так как спокойствие и любовь, упоминаемые Аллахом, будут невозможны. В любом случае, хотя люди и утверждают, что такие браки имели место в прошлом и имеют место по сей день, даже если они и случаются, это редко и странно. Более того, тот, кто идет на это, должен знать мнение Ислама по этому поводу. Возможно, что совершающий это является в каком-то смысле подавлен им и у него нет выхода из сложившейся ситуации. На возможность браков между представителями разных видов указывает упоминание о девушках-спутницах в Раю. Аллах говорит о них: «…с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн» (сура 55 аят 56). Этот аят указывает, что как джинны, так и люди одинаково подходят им. Нет сомнения, что джинны умирают, но относительно продолжительности их жизни нам не известно ничего, кроме того, что живут они значительно дольше, чем люди. Еще один факт, свидетельствующий о смертности джиннов – это истории о том, как люди убивали джиннов. Джинны живут на той же земле, что и люди. Большинство из них можно найти среди руин и на заброшенных участках, равно как и в местах, где находятся нечистые вещи, таких как ванные, в притонах, где употребляют гашиш, верблюжьих стойбищах, на кладбищах. По этой причине, как сказал Ибн Таймийа, люди, которые близки с Сатаной, обычно населяют именно такие зоны. Существует хадис, в котором говорится, что не следует молиться в ванных комнатах, потому что там может быть нечто нечистое, и потому это обитель Сатаны, или на кладбищах, так как это ведет к язычеству и это дом дьяволов.

Много их в местах, которые могут быть источником зла, таких как рыночные площади. Пророк (да благословит его Аллах) дал следующий совет одному из своих сподвижников: «Если сможешь, ни в коем случае не становись ни первым из входящих на рынок, ни последним из покидающих его, ибо (на рынке ведет) свои сражения шайтан26 и там он водружает свое знамя». Этот хадис приведен в «Сахих» Муслима. Дьяволы живут в тех же домах, что и люди. Предотвратить их проникновение или отогнать их от дома можно, упоминая имя Аллаха при входе в дом, поминая Аллаха, произнося вслух Коран, в особенности суру 2 «аяь-Бакара» («Корова») и «Стих престола» {сура 2 аят 255). Пророк (да благословит его Аллах) утверждал, что дьяволы распространяются и разбредаются после первых сумерек, и потому советовал мусульманам в это время заводить детей в дом, на что указывается в хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом. Дьяволы убегают от призыва к молитве и не могут его слышать, а в месяц рамадан их сковывают цепями. 

 Текст составлен по книге Доктора Умар Сулейман аль-Ашкар “Мир Джиннов и Дьяволов”

Комментариев нет:

Отправить комментарий